Социологические исследования, маркетинговые исследования, исследования рынка, маркетинговое агентство, Большая страна, политический консалтинг, полевые исследования, конкурентная разведка, тайный покупатель, массовые опросы, фокус-группы, глубинные интервью, брендинг.
Москва, Переяславский переулок, 4
(495) 088-81-38
 
 
 
 
Общество
 

Главная страница  /  Новости  /  Общество

 

Политические партии и их лидеры в восприятии граждан


Лидирующие позиции в российском политическом пространстве в течение последних лет стабильно занимают четыре парламентские партии: «Единая Россия», показатель выбираемости которой на сегодняшний день составляет 42,1%, КПРФ (10,3%), ЛДПР и «Справедливая Россия» (6,6% и 5,5% соответственно, см. рис. 1).

 
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Скажите, пожалуйста, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу, за какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали?»

Рейтинг партии власти за последний год практически не изменился, и на сегодняшний день «Единая Россия» остается единственной политической силой, уровень доверия к которой превышает уровень недоверия (почти в два раза, см. рис. 2). Тем не менее, существуют и негативные тенденции, так в составе электората партии власти наблюдается все большее число людей с отрицательной мотивацией, которые голосуют за нее как за «меньшее из зол», не разделяя при этом ее идеологи и не одобряя ее действий. Таким образом, происходит размывание мотивированного ядра сторонников партии.


 

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «К каким из партий и общественных движений Вы относитесь с доверием? А к каким – отрицательно,  с недоверием?»

Ухудшение отношения к «Единой России» становится «общим местом», стереотипом общественного мнения: несмотря на то, что по данным количественного опроса за последний год отношение к партии власти улучшилось у большего числа респондентов (18,3%), нежели ухудшилось (15,8%), участники фокус-групп упорно продолжают говорить о сокращении поддержки партии. Примечательно, что данному стереотипу оказались подвержены в том числе и некоторые сторонники «Единой России».

Партии новой волны, в первую очередь из-за низкого уровня известности, пока не получают какой-либо значимой поддержки избирателей. Вместе с тем, о политическом потенциале, существующем на данный момент для одной из партий, имеющиеся оценки свидетельствуют вполне определенно. На общем фоне можно выделить партию «Гражданская платформа», известность которой на сегодняшний день составляет 21,9%, а электоральный рейтинг – 2,6%, т.е. всего на 3 п.п. меньше, чем у парламентской «Справедливой России» в межвыборный, электорально демобилизованный период. Данные цифры свидетельствуют о том, что «Гражданская платформа» подала заявку на парламентское будущее федерального уровня. Интересно отметить, что рост поддержки «Гражданской платформы» не фиксируется ведущими исследовательскими компаниями лишь потому, что они не включают данную политическую силу в карточку для показа респондентам.
Можно с уверенностью предполагать, что весь имеющийся авторитет партии основан исключительно на личных качествах ее лидера, показавшего себя достаточно успешным политиком в период выборов президента РФ. Вместе с тем, в настоящее время уровень недоверия к «Гражданской платформе» на 4,2% превышает уровень доверия, однако учитывая, что абсолютные значения данных показателей невелики, в ходе избирательной кампании ситуация может измениться.

На сегодняшний день «Гражданская платформа» является одним из вероятных политических игроков, которому избиратели могут доверить реализацию запроса на демократизацию. Сторонники данной партии имеют «скрепляющую» ценность – «законность». Из тех респондентов, кто высказал готовность проголосовать за эту партию, 43,5% (в среднем по выборке только 32,6%) отнесли «законность» к числу приоритетных для себя ценностей, поставив ее тем самым на второе место в иерархии ценностей. Иными словами, данная партия (а также ее лидер) уже имеет некоторый имидж, привлекающий к ней людей, ориентированных на демократическое, правовое государство.

Восприятие лидера страны можно назвать неоднозначным. Несмотря на то, что количественные данные фиксируют рост поддержки В. Путина (об ухудшении восприятия президента говорят только 14,5% респондентов, тогда как об улучшении – 22,0%), эксперты придерживаются противоположного мнения. С одной стороны, данное противоречие объясняется наличием определенной доли социально одобряемых ответов в количественных данных. С другой стороны, данные экспертных интервью все же тяготеют к отражению позиций представителей городских, более образованных и более критически настроенных по отношению к власти слоев. Существует и еще одно объяснение данному явлению: несмотря на увеличение запроса на  появление новых лиц на политическом горизонте, в силу снижения общего доверия к политикам многие люди перестали ждать появления человека, который станет более профессиональным и эффективным управленцем нежели В. Путин. Соответственно эти люди несколько пересмотрели свое отношение к лидеру страны и в настоящее время воспринимают его, как и «Единую Россию», «наименьшим из зол». В. Путин по-прежнему олицетворяет собой силу и «жесткую руку», однако даже сторонники президента сетуют на то, что ему недостает жесткости, особенно по отношению к губернаторам.

Снижение доверия к В. Путину также в определенной мере вызвано десакрализацией личности президента, что вписывается в общий тренд развития ценностных ориентаций граждан в сторону «человека потребляющего». Потребительский настрой проявляется не только в повседневной жизни и быту, но и в отношении к власти. В частности эксперты говорят о том, что В. Путин перестает быть национальным лидером и становится, скорее, президентом по контракту.

 

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопросы «Кому из политиков, общественных деятелей Вы доверяете? А кому из них Вы не  доверяете?»

Оценки Д. Медведева в ходе количественного опроса оказались лишь немного ниже, чем у В. Путина (17,7% респондентов заявили о том, что их отношение к премьер-министру улучшилось и 14,2% – ухудшилось), однако почти все участники фокус-групп говорят, что премьер-министр уже не является значимой фигурой. Сильное негативное влияние на имидж премьер-министра оказала «рокировка», в результате которой имидж Д. Медведева как самостоятельного политика был перечеркнут. Как среди сторонников, так и среди противников действующей власти распространено мнение, что премьер-министр является фигурой, выполнившей свои функции и не имеющей политического будущего. В этой связи можно предположить, что если Д. Медведев хочет продолжить политическую карьеру и сохранить себя как политика, он должен уйти в оппозицию.

Всех рассматриваемых политиков и общественных деятелей современной России за исключением В. Путина и Д. Медведева объединяет тот факт, что их антирейтинг (рейтинг недоверия) оказался выше рейтинга доверия (см. рис. 3). У Г. Гудкова показатель недоверия оказался в 6,3 раз выше, у Г. Явлинского – в 3,9 раза, у В. Жириновского – в 3,1 раза, у Г. Зюганова – в 2,5 раза, у С. Миронова – в 2,1 раза. Непопулярными в широких массах фигурами являются и лидеры несистемной оппозиции.

При всех имеющихся нюансах можно выявить общий вектор отношения к партиям и партийным лидерам разных категорий избирателей – усталость. Эта усталость имеет разные содержательные оттенки, однако общую формулу отношения лучше всего выражает характеристика одного из экспертов:

Я думаю, что есть определенное пресыщение всем списком этих партий, усталость самих лидеров этих партий. То есть поднадоели они - и Зюганов, и Миронов, и Жириновский, подыстаскались немного. Это все отмечают. Но и сами партии, представленные в парламенте, не отвечают современным требованиям населения. Они, конечно, формируют повестку дня власти, но как-то ее расширить или переформатировать не могут.

Исследование выполнено в рамках гранта Института общественного проектирования, предоставленного по результатам V Открытого конкурса некоммерческих неправительственных организаций «Проблемы развития современного российского общества». При реализации проекта применялись как количественные, так и качественные методы исследования: массовый опрос 1750 респондентов, распределенных по 32 регионам России, мини фокус-группы в пяти регионах страны (по пять групп в каждом регионе), а также экспертные интервью с лидерами общественного мнения (социологами, политологами, журналистами - 20 интервью).


Назад



Комментарии:

Нет комментариев.



Добавить комментарий




captcha